Что нужно знать о теории цвета для создания отличных фотографий

Color is one of the most important elements of photography, but also one of the most awkward to learn how to use in your photos. В отличие от управления камерой, это не механический навык, которым можно овладеть, немного попрактиковавшись. Для понимания цвета нужна теория, так что давайте начнем.


Почему цвет имеет значение

Человек может различать около миллиона различных цветов, и они играют огромную роль в нашем восприятии мира. Тонкие изменения цвета лица человека позволяют нам понять, счастлив он, смущен или зол, например.

Но цвета - это не только функциональная вещь. Человеческое общество придает огромное эмоциональное значение различным цветам. Существует целая область психологии, посвященная изучению того, как такие вещи, как цвет комнаты, в которой мы находимся, могут влиять на наше настроение и отношение. Теплые фотографии кажутся более привлекательными, в то время как холодные, голубые изображения вызывают другое, более отстраненное настроение.

И, конечно, интересные цвета просто хорошо смотрятся. Причины этого, вероятно, кроются глубоко в нашем генетическом коде, но в глубоком оранжевом цвете заката действительно есть что-то особенное, а некоторые цвета просто лучше смотрятся вместе, чем другие. Фотография, представляющая собой мешанину смешивающихся цветов, просто не так приятна глазу, как фотография с дополняющими друг друга голубым и золотым.

Если все это звучит немного притянуто за уши, то так оно и есть. Восприятие цвета во многом зависит от культурных представлений и контекста. Красный цвет может быть как расслабляющим, так и предупреждающим, символом любви или гнева. Тем не менее, важно понимать, что цвета в ваших изображениях имеют значение - и что вы можете управлять ими, чтобы получить более качественные фотографии.


Составляющие цвета

Существует несколько различных цветовых моделей, но наиболее полезная для фотографии называется HSL. Она отличается от модели первичных/вторичных/третичных цветов, о которой вы, вероятно, знали в школе.

В HSL каждый цвет имеет три ключевых компонента: оттенок (или цвет), насыщенность (или интенсивность цвета) и яркость (или яркость цвета).


Отттенок

Отттенок довольно интуитивно понятен: Это базовый цвет. Оттенок обычно описывается с помощью цветового колеса, которое идет от красного (0º) через желтый (60º), зеленый (120º), голубой (180º), синий (240º), пурпурный (300º) и обратно к красному (360º).


Насыщенность

Насыщенность - это степень интенсивности цвета. Более интенсивные цвета являются более насыщенными, а менее интенсивные - менее насыщенными. В Photoshop и большинстве программ редактирования изображений насыщенность цвета обычно выражается в процентах.


Яркость (или яркость)

Яркость или яркость - это то, насколько ярким или темным является цвет. Например, красный цвет может быть ярким почти розовым или темно-бордовым в зависимости от яркости.


Использование HSL

Несмотря на то, что HSL далеко не идеальная модель цвета для всего, она отлично подходит для фотографов, поскольку дает нам возможность рассматривать цвета по отдельности или вместе. Многие распространенные цветовые схемы основаны на цветовом круге оттенков:

  • Аналоговые цвета - это цвета, которые находятся рядом друг с другом, например, красный и оранжевый, синий и голубой или голубой и зеленый.
  • Комплементарные цвета - это цвета, которые находятся прямо напротив друг друга, например, желтый и синий, красный и голубой.

Есть и более сложные цветовые схемы, такие как триадические, квадратичные и разделенные комплементарные, которые мы оставим для другой статьи.


Использование цветов в изображениях

Теперь, когда вы знаете основы теории цвета, давайте рассмотрим ее на практике.


Монохромные изображения

Монохромные изображения состоят из одного оттенка с вариациями насыщенности и яркости. Классическими "монохромными" фотографиями являются черно-белые изображения, но можно получить монохромные изображения любого цвета.

Кроме того, даже черно-белые изображения могут иметь оттенок цвета. В зависимости от процесса проявки отпечатки пленки могут быть слегка теплыми (сепия) или слегка холодными (цианотипия).

Имитация этих процессов в Photoshop - отличный способ тонко изменить настроение ваших изображений.


Тональные изображения

Тональные изображения используют аналогичные цвета, то есть цвета, которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге.

Зеленый и синий, возможно, с небольшим количеством желтого - очень распространенный вариант, особенно в пейзажных изображениях. Эти цвета часто встречаются вместе в природе, поэтому с ними легко работать.

Но, несмотря на это, тональные изображения не ограничиваются природой. Оглянитесь вокруг, и вы сможете найти возможности в простых уличных сценах. На фотографии выше использованы коричневые - или, на самом деле, оранжевые и желтые - цвета.


Классический пример - оранжевый закат над синим морем, но если взглянуть на цветовой круг, то можно найти десятки возможных сочетаний. Просто посмотрите, как зелень сочетается с пурпурным цветом на этом снимке - это потрясающе.


Применение теории цвета на практике

После того, как вы поняли, как цвет может работать в ваших изображениях, следующая часть - применение его на практике в реальном мире.

К сожалению, может потребоваться много работы, чтобы найти ситуации с отличной цветовой палитрой. Большинство потенциальных сцен просто не состоят из идеально дополняющих друг друга цветов. Они представляют собой эклектичную смесь всего и вся.

Впрочем, есть несколько хитростей, которые можно использовать, чтобы увеличить шансы на их поиск:

Погода - ваш друг. Серые дни, туман, сильный дождь, снег и другие виды погоды могут придать пейзажу насыщенность и связать все воедино.

Восход, закат и часы вокруг них - отличное время для съемки. С голубыми, красными и оранжевыми оттенками, которые дает солнце (в зависимости от точного времени), легко работать.

Не забывайте про телеобъектив. Даже в оживленной сцене могут быть элементы, имеющие аналогичные или дополнительные цвета, которые можно сфотографировать.

И даже если вы найдете отличную возможность для цветной фотографии, запечатлеть ее на камеру - это только половина работы. Отличные снимки всегда требуют определенной обработки, особенно если вы хотите подчеркнуть цвета.

Некоторые вещи, которые вы можете сделать:

  • Удалите или обесцветьте элементы с действительно отвлекающими или конфликтующими цветами.
  • Используйте градиентные слои и другие инструменты для "цветовой градации" изображения, чтобы цвета были ближе друг к другу.
  • И во многих случаях вы можете преобразовать фотографию в черно-белую - хотя это влечет за собой другой набор соображений.

Но, как и во всей фотографии, нет альтернативы тому, чтобы взять камеру, выйти за дверь и сделать множество снимков с намерением. Теперь вы достаточно хорошо понимаете основы теории цвета, чтобы искать возможности для ее использования. Лучший способ узнать больше - это делать.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: