Что такое обводной канал. Обводный канал: история и мифы

Обводный канал, давно уже переставший быть границей города, в сознании петербуржцев по-прежнему остается его окраиной – правда, уже не в географическом, а скорее культурном плане. Действительно, этот район, несмотря на свою сравнительную близость к центру города, всегда и во всем ему уступал – вместо дворцов и богатых особняков знати здесь строились заводы и фабрики, а основными его жителями были преимущественно рабочие и бедняки. Тем не менее, представить Петербург без Обводного канала также сложно, как и без Невского проспекта и Васильевского острова – его меланхолия и индустриальная красота давно стали неотъемлемой частью облика нашего города.

История создания


По предположению инженеров XVIII века, наличие большого канала на периферии Петербурга смогло бы помочь значительно понизить уровень воды в Неве в центре города во время наводнений. К сожалению, на практике эта гипотеза не подтвердилась – Обводный канал не сумел справиться с ролью защитника от главного стихийного бедствия столицы. Но строительство его, тем не менее, оказалось не напрасным: он стал своеобразной южной границей города – на его заставах работал паспортный контроль, и досматривались привезенные в Петербург товары и грузы. К слову, роль защитника Обводный канал все-таки на себя примерил – правда, спасал он город не от наводнений, а от различных эпидемий, которые в то время были не редкостью.

Изначально искусственно созданный водоем назвали «Городским каналом», позднее он сменил название на «Городовой канал», которое тоже не прижилось слишком надолго – вскоре его переименовали в «Новый канал». Когда же к власти пришел Александр I, начался, пожалуй, самый важный этап в строительстве Обводного канала – император возложил на него функции транспортной магистрали, главной задачей которой было соединение Невы со взморьем. Что же касается постоянного названия водоема, то оно появилось благодаря его основному предназначению – канал своими водами, в буквальном смысле, «обводил» город с южной стороны.

После окончания строительства Петербург получил новую судоходную магистраль, во многом поспособствовавшую развитию города. Берега же самого канала, в свою очередь, начали активно застраиваться – преимущественно промышленными предприятиями. Российско-американская резиновая мануфактура «Треугольник», Российская бумагопрядильная мануфактура, Главный газовый завод, Новая бумагопрядильная мануфактура, Общество электрического освещения, Товарищество пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина – здания и корпуса этих фабрик и заводов и создали неповторимый архитектурный облик Обводного канала.

Появление большого количества промышленных предприятий и формирование жилых кварталов для рабочих не могло не повлиять на развитие инфраструктуры района: стали появляться больницы, ночлежные дома, кабаки и клубы. Сравнительно редко, но все же открывались традиционные доходные дома. Несмотря на это, Обводный канал по-прежнему оставался окраиной, жизнь в которой не сулила ничего хорошего.

Вот как, например, вспоминал об этом районе в первые десятилетия XX века известный художник Мстислав Добужинский: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и “мелкие бесы”, и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши».

Обводный канал глазами известных петербуржцев


Мрачная красота и индустриальная идиллия Обводного канала стала источником вдохновения для ряда творческих людей Петербурга. Так, знаменитый поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский родился в одном из домов на Обводном канале и даже непродолжительное количество времени ходил в местную школу – спустя год он назвал канал «полным индустриальным потусторонним миром». К слову, именно ему принадлежали слова, что «окраина – это начало мира, а не его конец». Известный кинорежиссер Алексей Учитель в 1990 году снимет короткометражную картину под названием «Обводный канал» – своеобразное размышление о том, где проходит грань между реальностью и безумием. Обводный канал в этом фильме является и фоном, и лейтмотивом, и главным героем. Недалеко от Обводного канала проживала и поэтесса Елена Шварц, которую называют одной из ведущих фигур ленинградской неофициальной культуры 70-80 годов.

Советский же поэт Николай Заболоцкий в 1928 году посвятил Обводному каналу стихотворение. Вот несколько строчек из него: «В моем окне на весь квартал Обводный царствует канал. Ломовики, как падишахи, коня запутав медью блях, идут, закутаны в рубахи, с нелепой важностью нерях. <…> А вкруг черны заводов замки, высок под облаком гудок. И вот опять идут мустанги на колоннаде пышных ног. И воют жалобно телеги, и плещет взорванная грязь, и над каналом спят калеки, к пустым бутылкам прислонясь».

В первой половине 80-х годов Обводный канал стал одним из центров ленинградской неофициальной культуры. Так, например, в 1981 году поэты Кирилл Бутырин и Сергей Стратановский организовали самиздатовский литературно-критический журнал, который так и назывался – «Обводный канал». Его авторами были такие известные литераторы, как Иосиф Бродский, Лев Рубинштейн, Елена Шварц, Виктор Кривулин и многие другие.

Легенды Обводного канала


Обводный канал всегда обладал какой-то особенной мрачной харизмой, поэтому совсем неудивительно, что с ним связано немало легенд. Согласно одной из них, в 1923 году при ремонте теплотрассы на месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты, под которыми находились древние скандинавские захоронения. К страшным находкам отнеслись весьма скептически – плиты использовали для создания поребриков на Лиговском проспекте, а останки попросту снесли на свалку. С этого года на Обводном канале начали твориться по-настоящему жуткие вещи.Так, например, в 1923 году 89 человек решили свести счеты с жизнью, сбросившись с моста, в 1933 году количество самоубийц увеличилось до 107 человек. Те же, кому удалось чудом выжить, рассказали, что в воду их манил чей-то голос, которому они не смогли не подчиниться. К слову, статистика следующих годов неизвестна, поэтому остается только гадать, с чем, на самом деле, были связаны эти трагедии. Подробнее об этой истории Вы можете прочитать в другом нашем

Из большого количества каналов и проток Невы, вдоль и поперёк пронизывающих историческую часть Санкт-Петербурга, Обводной канал резко выделяется, как своей протяжённостью, так и своеобразием внешнего облика. На это есть свои причины. Попробуем присмотреться внимательнее к самому длинному в городе каналу. Кстати, в исторических источниках встречаются оба варианта его названия - "Обводный" и "Обводной".

Как строился Санкт-Петербург

Нередко приходится слышать вопрос о том, зачем вообще было необходимо прокладывать в городе Обводной канал. Но его существование обусловлено несколькими причинами. Северная столица Российской Империи была основана Петром Первым в очень непростом месте. Для того чтобы данный субъект соответствовал статусу большого европейского города, при его строительстве приходилось решать сложнейшие инженерные задачи, связанные с подготовкой территории под застройку и осушением болот. Кроме периодически подвергалась мощным наводнениям от нагонной волны со стороны Финского залива. В соответствии с уровнем технических представлений восемнадцатого века, эти проблемы и должен был разрешить Обводной канал.

Проект защиты от наводнений

Инженеры восемнадцатого века предполагали, что наличие большого канала в периферийной части города сможет понизить уровень воды в Неве в его центральной части во время наводнений. Кроме того, Обводной канал должен был играть роль фортификационного сооружения, защищающего столицу от вражеского нападения с южного направления. Несмотря на то что функция защиты от наводнений не нашла подтверждения на практике, город приобрёл на южном рубеже надёжную границу. На ней было удобно ставить полицейские и таможенные заставы. Помимо этого, канал играл роль барьерного фактора, препятствующего распространению инфекций и эпидемий.

Обводный канал, Петербург. История строительства

Первый большой участок был проложен ещё во второй половине восемнадцатого века. Он строился с 1769 по 1780 годы и соединил реку Екатерингофку с Лиговским каналом. Это было главным образом фортификационное укрепление, усиленное со стороны города земляным валом. Строительство восточного участка канала возобновилось почти через сорок лет. Завершено оно было к 1833 году. Канал имел достаточную глубину и ширину для обеспечения сквозного судоходного сообщения по всему южному обводу города. Это в дальнейшем имело существенное значение для развития промышленности и торговли на окраине столицы. Обводный канал, помимо прочего, обеспечивал возможность быстрой доставки сырья, товаров и материалов к развивающимся предприятиям. Строительство было сопряжено с необходимостью возведения капитальных мостов в местах пересечения трассы канала с дорогами, ведущими в Санкт-Петербург с южного направления.

Архитектурный облик района

Общая протяжённость судоходной трассы вдоль южной окраины Санкт-Петербурга составила чуть более восьми километров. Набережная Обводного канала начала быстро заселяться ещё до полного завершения его строительства. Вдоль обоих его берегов начали стремительно возводиться жилые дома, ремесленные мастерские, фабрики и торговые предприятия. Архитектурный облик окраины изрядно отличался от аристократического центра столицы Российской империи. На набережной Обводного канала не было ни дворцов, ни роскошных особняков. Определяющим архитектурным фактором здесь выступала функциональность, здания и сооружения должны были приносить доход. А их внешний облик имел второстепенное значение. В основном здесь селились городская беднота и средний класс. Тем не менее, архитектура набережной Обводного канала обладает своеобразной выразительностью и колоритом рабочего, а нередко и криминального предместья.

Своеобразие Обводного канала

Сложно сказать, насколько обусловлена объективными обстоятельствами устойчивая негативная аура этой питерской окраины. Но информация по Обводному каналу устойчиво фигурирует во многих периодических изданиях города в разделе "Уголовная хроника" ещё с середины девятнадцатого века. Это нашло своё отражение и в некоторых произведениях искусства. И в старинных детективах и в современных телевизионных сериалах действие часто разворачивается именно в кварталах, расположенных на набережной Обводного канала. С этими же местами связано множество легенд, мистически окрашенных загадок и происшествий. Но многие считают, что криминогенность и загадочность района сильно преувеличены.

Транспортная инфраструктура

Во второй половине девятнадцатого века на внешней стороне Обводного канала строятся два крупных железнодорожных узла - Варшавский и Балтийский. Архитектура и оформление этих зданий заметно выделяются на общем фоне застройки района набережной. По замыслу зодчих, вокзалы в Российской империи должны были отражать растущую мощь государства. Средства на их проектирование и возведение экономить было не принято. Вокзалы на набережной Обводного канала были удачно привязаны к общей инфраструктуре городского транспорта. А в настоящее время действующим является только Балтийский. С него осуществляются пассажирские перевозки в юго-западном направлении.

Метро

Любой район современного мегаполиса не может быть полноценно интегрирован в жизнь города без привязки к схеме метрополитена. В непосредственной близости от набережной Обводного канала расположены три станции метро. "Балтийская" Кировско-Выборгской линии была открыта в 1955 году, расположена на одноимённом вокзале. "Фрунзенская" Московско-Петроградской находится поблизости от здания бывшего Она функционирует с принципиальной важности для жителей набережной стало открытие в декабре 2010 года станции метро "Обводной канал" Фрунзенско-Приморской линии Петербуржского метрополитена. В перспективе ей суждено будет стать пересадочной. С неё будет осуществляться переход на станцию "Обводный канал-2" Красносельско-Калининской линии. Наземный вестибюль находится на самом бойком месте набережной - на пересечении её с Лиговским проспектом. Вполне соответствует историческому облику района дизайн и архитектурное оформление станции метро.

Обводной канал, после реконструкции

Традиционно в периферийной части больших городов принято размещать грузовые и пассажирские терминалы для сообщения с близлежащими регионами. Но автовокзал на набережной Обводного канала был открыт в 1963 году, когда граница города естественным образом уже успела переместиться далеко на юг. Но для пассажиров, прибывавших в Ленинград, это было вполне удобно. С автовокзала на Обводном канале осуществлялись не только пригородные, но и междугородние пассажирские перевозки. Перед трёхсотлетним юбилеем Санкт-Петербурга автовокзал подвергся реконструкции и был приведён в соответствие с современными представлениями о том, каким должен быть пассажирский терминал в мегаполисе. Сегодня он используется как для сообщения с городами и посёлками Ленинградской области, так и для более дальних пассажирских перевозок, до Ставропольского края включительно. Осуществляются с автовокзала и международные рейсы в Финляндию, Эстонию, Латвию и Беларусь.

Обводный канал сегодня

Давно уже прошли те времена, когда Обводный канал служил южной границей города. Сегодня он находится ближе к центру, чем к окраине. За последние годы и десятилетия сильно изменился и внешний облик всего района. Сейчас он мало чем напоминает рабочее предместье и выглядит вполне респектабельно. Построено много новых современных проведена капитальная реконструкция старых домов. От некоторых исторически и архитектурно значимых зданий сохранились только привычные всем фасады. В районе кипит активная деловая и торговая жизнь, функционируют множество коммерческих структур и развлекательных заведений. По свидетельству экспертов в области вторичного оборота жилой и коммерческой недвижимости, район набережной Обводного канала достаточно высоко котируется в риэлтерских структурах. Это означает, что многие коренные питерцы готовы обосноваться в этом, когда-то считавшемся малопрестижным, районе. Привлекательность его ещё более увеличилась после пуска в эксплуатацию в 2005 году вышеупомянутой станции метро.

Обводный канал в будущем

В настоящее время в стадии активного обсуждения находится вопрос о самом существовании Обводного канала в его нынешнем виде. Многим представляется рациональной идея засыпать канал и на его месте построить современную автомагистраль, обеспечивающую сквозное движение из восточной части Санкт-Петербурга в западную. Такое решение позволило бы радикальным образом разгрузить от транспортных потоков центральную историческую часть Северной столицы. Но против этой идеи категорически выступают экологи и граждане, не равнодушные к историческому и архитектурному наследию своего города. Они напоминают о том, что Обводный канал - важнейшая часть единой гидрологической схемы, и его ликвидация будет иметь катастрофические последствия для всей дренажной системы, обеспечивающей жизнедеятельность большого города. Кроме того, в него впадает несколько речек и ручьёв, и просто так его засыпать не получится. Но в настоящее время никаких конкретных решений о будущей судьбе самого протяжённого в Санкт-Петербурге канала пока ещё не принято. Помимо прочего, Обводный канал имеет статус исторического наследия. И самовольно принимать решения о его ликвидации местные власти не имеют права.

Обводный канал (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически - акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Старожилы еще помнят мрачноватую шуточку: «Как найти Обводной канал? - Идите на запах...». Сегодня она уже неактуальна.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой , учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт ].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт ]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 - некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров . Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал - строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже - доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849-1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал – достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма – метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник - здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше – Балтийский вокзал - строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними - захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Недавно построили долгожданную станцию метро "Обводный канал". Как удобно: от Вуза - пару минут ходьбы. Хотя странно, что её вообще там построили: не так много людей там ездит.

Один раз я поздно закончил учиться на кафедре, и, разумеется, с очень немногочисленными попутчиками спускался по новым белым эскалаторам в метро. Повернув, как всегда, направо от безвкусного, плохо отфотошопленного панно, изображавшего перспективу Обводного канала в 19м веке, я прошёл мимо колонн по новой, блестящей плитке и стал ждать поезда. Вот только напрасно: я оказался на другой стороне платформы: по направлению к "Волковской". Как я мог ошибиться, если езжу каждый день? Списав на мою невнимательность, я перешёл к нужной половине платформы.

Взглянул на часы у тоннеля: пять минут нет поезда, взглянул на другой конец тоннеля - и осёкся - опять часы! Платформа - опять по направлению к Волковской. К другой платформ подошёл поезд, я рванул к нему и запрыгнул внутрь. "следующая станция - Звенигородская". Ну то-то же...Нельзя таким рассеянным быть.

На следующий день утром я поднимался по эскалатору "Обводного канала" бегом, чтобы успеть на первую важную пару. Закончив подъём, я нагнулся, чтобы завязать шнурок, и тут же услышал "Эй, отойди, не мешай подниматься!". Я остолбенел. Поднял глаза - я стою внизу, на платформе, у того же эскалатора, где был две минуты назад. Преодолевая боль в ногах, я пробежал эскалатор ещё раз, и, стоило мне отвлечься на наручные часы, я с ужасом заметил, что стою вновь внизу. Я решил подняться на "Волковской" и пройти пару километров пешком. Но не успел я дойти до поезда, как меня остановил чудной работник метро с большими усами и не менее большими погонами из золочёной нити, в старом головном уборе цвета индиго. Явно не работник метро, а если и работник - то выглядит так, как если бы был им до моего рождения

Вам обратно нельзя, пройдите к эскалатору

Почему? Эй, я просто сюда пройду хорошо?

Покажите ваш билет на проезд

какой ещё билет? жетоны у всех давно. или карточки

У меня БСК

Студенческий. Так я пойду?

Нет. Идите к эскалатору.

Люди делали вид, что не обращают на нас внимания. А может и не обращали? во всяком случае, и они выглядели странно. -Хорошо. Я пойду к эскалатору. - сказал я и рванул к уходящему поезду, и запрыгнул на подножку вагона, как зацепер на электричку.

Поднялся на другой станции я без проблем, но вот на метро больше не ездил. Однокурсники удивлялись, что я не езжу с ними, но они просто ещё не прочувствовали, что "Обводный канал" - самое аномальное место в Петербурге