Мобильная спутниковая связь. Операторы спутниковой связи

Статья о ситуации со спутниковыми телефонами на сегодняшний день. Отсюда: http://futurych.f5.ru/post/296499

Спутниковый телефон. Правда и мифы

Спутниковая связь, зародившаяся даже раньше сотовой, до сих пор является для большинства людей чем-то полумифическим и непонятным. Так что же такое спутниковый телефон, как он работает, кому он нужен? F5 собрал воедино ответы на эти и многие другие вопросы!

embed:

Фото заработало: 0

На сегодняшний день в мире функционируют 4 системы спутниковой связи.

  • Inmarsat (Инмарсат)
  • GlobalStar (ГлобалСтар)
  • Thuraya (Турайя)
  • Iridium (Иридиум)

Сперва вкратце о каждой из них.

Inmarsat

Международная компания. Предоставляет телефонную связь, передачу данных и сигналов бедствия. На сегодня спутниковая группировка насчитывает 11 спутников, летающих на геостационарной орбите на высоте 37786 км над Землей.

Телефоны размером с чемодан, интернет-модемы – размером с кирпич. Связь ориентирована в основном не на частных потребителей, а на профессиональное использование - для морских и воздушных судов, различных служб, журналистов, работающих в диких регионах и т.д. Компактного оборудования, из разряда того, что можно положить в карман, не предлагается, но в ряде случаев "Инмарсату" нет альтернатив. Связь надежна и повсеместна. Inmarsat лицензирован в России и имеет российскую станцию сопряжения (что это такое и зачем – об этом ниже ).

GlobalStar

Международная компания. Телефонная связь, передача данных. Развивается достаточно давно, но нестабильно, со взлетами и падениями. В процессе развития компания сталкивалась с различными эпическими неудачами, типа гибели 12 аппаратов при неудачном запуске ракеты, или выходе из строя множества антенн спутников из-за неверно подобранных материалов – на орбите антенны разрушались из-за солнечной радиации (!). Инженерный просчет привел к огромным убыткам, из-за которых новые спутники, взамен вышедших из строя, запускаются медленнее, чем нужно.

Группировка спутниковGlobalStar насчитывает условно 48 единиц на низкой околоземной орбите на высоте около 1500 км над Землей, но неисправности не позволяют обеспечивать надежную голосовую связь, хотя услуги связи предлагаются и продаются. Компания предлагает компактные телефоны, лицензирована в России и имеет российскую станцию сопряжения.

Thuraya

Самая молодая спутниковая компания, образованная в начале 2000-х годов в Объединенных Арабских Эмиратах (прочие спутниковые проекты стартовали в начале 90-х годов). Телефонная связь, передача данных. Группировка насчитывает три спутника, хотя фактически два из них висят рядом и, по сути, работают, как один. Спутники расположены на геостационарной орбите, на высоте 35 787 км над Землей. Из-за этого зона покрытия Thuraya – не вся планета (что традиционно для спутниковой связи), а ограничена частью Европы, Средним и Ближним Востоком, Африкой, Азией и Австралией.

Телефоны Thuraya отличаются от телефонов прочих спутниковых компаний – Thuraya стремится приближать их по дизайну и функциям к мобильникам. Малые размеры, цветные экраны, фотокамеры, GPS и т.д. Был даже представлен смартфон, который, правда, изобиловал столь фатальными глюками, что дилеры избегали его предлагать.
Компания не лицензирована в России и не имеет российской станции сопряжения.

Iridium

Международная компания. Имя нарицательное для спутниковой телефонии. Говорим "партия", подразумеваем - "Ленин" :-) . Несмотря на нешуточные финансовые пертурбации с банкротством и сменой собственников, на сегодняшний день является самой крупной и эффективной компанией в своей области. (В немалой степени благодаря обслуживанию армии и правительства США.)

Iridium насчитывает на данный момент 66 спутников низкой околоземной орбиты, на высоте около 780 км над Землей. Благодаря чему и обеспечивает 100% покрытие планеты услугами голосовой связи и передачи данных. (Такая многочисленность спутниковой группировки даже привела к первому в истории космоса "ДТП", произошедшему в феврале 2009 г., когда спутник Иридиум был уничтожен в результате столкновения с отработавшим свой срок российским военным спутником.)
В России Iridium не лицензирован и не имеет российской станции сопряжения.

СПУТНИКОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Взяв в руки современный спутниковый телефон, может показаться, что вы провалились во времени в… начало 90-х годов! Здоровые бандуры, крупные кнопки, огромные антенны, одноцветные экраны и отсутствие подавляющего большинства возможностей современных мобильников. Почему?!

Да, некоторые производители пытаются привлекать клиентов попыткой приблизить спутниковые трубки к стандартам сотовых, но это пока скорее исключение, чем правило. Среднестатистический спутниковый телефон по-прежнему огромен, брутален, тяжел и безрадостен для взора. И так, скорее всего, будет продолжаться весьма долго. Причина этого в выполняемых телефоном задачах – звонить и передавать данные там, где иного способа связи просто нет. Для этого телефон должен быть:

  • простым
  • надежным
  • с примитивным меню и доступом к функциям
  • долго работающем на одном заряде аккумулятора, а, значит, – большим и тяжелым

Любые аргументы в пользу "прогресса" элементарно разбиваются о простую "полевую" логику. Типичный вопрос дилетанта: раз спутниковый телефон юзают туристы и экстремалы, то почему бы не поставить в него хорошую фотокамеру для съемок всякого экстрима и красивых пейзажей? Ответ прост и безоговорочен. Батарея спутникового телефона не безгранична, и чаще всего владелец держит его ВЫКЛЮЧЕННЫМ, включая лишь для того, чтобы сделать звонок. Проще говоря, от заряда батареи телефона может зависеть ваша жизнь. Так о каком включении аппарата ради фотокамеры может идти речь?!

Характерный пример современного спутникового телефона – модель "9555" сети Iridium. Ситуация, немыслимая для Nokia или Samsung: "9555" – единственная модель Iridium, производимая ныне! (Старые модели работают, но с производства сняты). Чудище (в смысле – телефон) "обло, огромно, стозевно и лаяй" :-). Примитивное меню, монохромный экран, гигантская антенна, требующая для разговора выдвижения и сгибания в шарнире таким образом, чтобы кончик ее был вертикально направлен в небо. К слову, от этих характерных и узнаваемых антенн не удалось пока избавиться даже модным "тураевским" телефончикам. Физику распространения радиоволн не обманешь – для того, чтобы телефон смог "добить" до спутника, до которого от 800 до 40 000 километров, встроенные антеннки, ставшие стандартом в сотовых телефонах, не подходят…

embed:

Фото заработало: 0

embed:

Фото заработало: 0

Современный "9555" рядом со снятым с производства, но по-прежнему функционирующим предшественником – как видим, почти ничего не изменилось:-)

embed:

Фото заработало: 0

Стоимость спутниковой связи весьма высока. От 800-1000$ стоят сами аппараты, плюс значительную сумму придется потратить на контракт. Контракт, в сущности, мало чем отличается от привычного "сотового" контракта. В него входит сим-карта с номером (внешне такая же, как и в мобильном телефоне), и тарифный план, ограниченный по времени действия и минутам разговора. Например – 500 минут на год.

Стоит же траффик – будь здоров! В среднем – от 1 до 1,5 долларов за минуту, а интернет (на скоростях, как у древних модемов, хотя, к примеру, в новом поколении Inmarsat обещают поддерживать скорость до 50 мегабит в секунду!) и вовсе золотой – около 5 долларов за мегабайт переданных и полученных данных.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Для того, чтобы позвонить со спутникового телефона на аналогичный спутниковый телефон, достаточно одного спутника в зоне видимости обоих абонентов. Спутник одновременно принимает и передает голоса двух разговаривающих. Параллельно он поддерживает связь с третьей точкой на Земле – с так называемой "станцией сопряжения". Станция сопряжения – это некий комплекс аппаратуры и антенн, коих у спутниковой компании имеется несколько штук по всему свету. Коннект со станцией нужен для того, чтобы оператор связи получал информацию о трафике абонентов и снимал со счета деньги.

embed:

Фото заработало: 0

При звонке же со спутникового телефона на мобильный или городской телефон, роль станции сопряжения еще значительнее – без нее вы вообще не дозвонитесь до вашего абонента!

Со спутниковой трубки вы связываетесь со спутником. Далее, если необходима цепочка - спутник связывается с другим спутником (точно так же, как это происходит при передаче сигнала по сотам наземных сотовых сетей). После чего последний спутник в цепи коннектится с наземной станцией сопряжения, которая уже соединяет вас с нужным вам наземным телефонным номером.

При этом станция сопряжения не обязательно должна находиться между абонентами! Например, человек, звонящий со спутникового телефона из Москвы на городской телефон во Владивостоке, использует станцию сопряжения, расположенную в Америке.

embed:

Фото заработало: 0

ЗАКОННОСТЬ И ЛИЦЕНЗИИ

Владение и использование спутникового телефона на территории России никем фактически не контролируются. Можно иметь, можно звонить. Но иметь можно не всем, и очень непросто завозить аппаратуру для продажи. Дело тут опять в пресловутых станциях сопряжения, которые неоднократно упоминались выше.

У GlobalStar и Inmarsat есть такие станции в России. А у Iridium и Thuraya (двух наиболее пригодных для частных звонков систем) в России станций нет. Работать телефонам, как сказано выше, это не мешает – системы используют станции сопряжения, находящиеся за пределами нашей страны. Но вот "беда" – раз на территории нашей Раши нет наземных станций, значит, отечественным спецслужбам некуда поставить свое оборудование для возможности прослушки переговоров, как это сделано ими на серверах всех сотовых операторов. И "чекистам", разумеется, не нравится ситуация существования связи, которую нельзя при желании легко контролировать. Поэтому Iridium и Thuraya никак не могут договориться об официальном разрешении в России их деятельности.

Но раз нет разницы, "зачем платить больше"? (с) В смысле – работает все и без российских станций, без государственных лицензий, телефон купить можно, владение и использование не преследуется законом – нафига тогда "Иридиуму" и "Турайе" нужно лицензирование своей деятельности? А нужно это для того, чтобы их российские дилеры могли беспрепятственно ввозить в страну телефоны и прочее оборудование для спутниковой связи.

Сейчас этого делать не получается – при попытке ввезти в РФ партию телефонов Thuraya или Iridium, таможня этот груз не пропускает. И все российские продавцы спутниковых телефонов и контрактов к ним, торгуют, мягко говоря, чистой воды контрабандой! Разумеется, везут они ее не сами, а пользуются услугами неких "людей, которые могут привезти все, что угодно", но ситуация, в сущности, ненормальная.

К слову, от этой ситуации страдает и само государство, а вернее, некоторые его структуры. Например, МЧС и военные не имеют права использовать оборудование нелицензированных спутниковых сетей, но так уж получилось, что не имеют лицензий как раз самые удобные и практичные сети. Как рассказал F5 Кирилл Федченко, специалист одной из российских компаний, занимающихся спутниковой связью, некоторое время назад в его фирме некие посредники секретно закупили партию из 20 спутниковых телефонов по заказу… одного армейского спецподразделения! А некоторые сотрудники МЧС приобретают спутниковые телефоны "на всякий пожарный" на собственные средства, не афишируя это и никогда не светясь с "запрещенными трубками" в телерепортажах.

Спутниковый телефон обеспечивает особенную секретность переговоров

Если не вдаваться в нюансы стандартов связи, спутниковый телефон по секретности ничуть не превосходит обычные сотовые стандарты, типа всем известного GSM. Прослушать можно и то, и другое – вопрос в том, что для этого нужно обладать весьма дорогостоящей аппаратурой или иметь доступ к наземным узлам связи. А и то, и другое – признаки разного рода спецслужб.

Спутниковый телефон стал бессмысленным при сегодняшнем покрытии сетей сотовой связи

Полная ерунда. Да, охват территорий сотовой связью сегодня и 20 лет назад – две колоссальные разницы. Но сотовая связь как не была конкурентом спутниковой связи тогда, так не является ей и сейчас. Там, где спутниковые телефоны использовались раньше и используются сегодня, мобильной связи нет и поныне. И едва ли когда она там появится. Если пример с сушей кому-то покажется неубедительным – возьмите океан. Там сотовых вышек не будет никогда.

P.S. F5 благодарит за консультативную помощь компанию Sattelit-Rent .

Спутниковая связь существует уже довольно долгое время, соответственно появилось огромное количество сетей спутниковой мобильной связи. Они предлагают услуги надёжной и качественной связи – пользователи спутниковой системы связи получают возможность вести телефонные переговоры не зависимо от того, в какой точке земного шара они перемещаются, даже там, где нет сетей мобильного GSM-стандарта.

В настоящее время в России действуют четыре оператора спутниковой связи (Глобалстар, Турайя, Инмарсат и Иридиум), каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки и отличается зоной покрытия, набором дополнительных услуг, тарифами и стоимостью самого телефонного аппарата.

Спутниковая система Глобалстар (Globalstar) создана для предоставления услуг спутниковой мобильной связи через спутниковую сеть. Эта низкоорбитальная спутниковая сеть является дополнением для наземных и сотовых средств. С помощью неё обеспечивается связь абонентов, выезжающих за пределы действия сотовой сети.

Спутниковые телефоны системы Глобалстар являются единственными спутниковыми телефонами в мире, имеющие российские федеральные номера. По весу, габаритам и внешнему виду спутниковые сопоставимы с обычными мобильными телефонами. В крупных городах в помещении спутниковые телефон Глобалстар плохо принимает сигнал со спутника, поэтому автоматически переключится на мобильную сеть (если же покинуть зону обслуживания мобильной сети, то телефон переключится обратно в спутниковый режим), при этом абонентский номер телефона не меняется. При работе в спутниковом режиме антенна телефона должна быть выдвинута и направленна вверх. Выпускаются спутниковые телефоны сети Глобалстар не только в портативном, но и в стационарном исполнении (обычно устанавливают в автомобиле, на морской транспорт или в домах и др.).

Спутниковая сеть Иридиум (Iridium) – является первой в мире сетью низкоорбитальной спутниковой мобильной связи. Эта единственная сеть, которая покрывает всю поверхность земного шара, в том числе полярные области (все спутниковые телефоны в сети Иридиум будут работать в любой точке мира, в морях и океанах, в полярных областях Земли). В отличие от других сетей спутниковой связи, спутники сети Иридиум находятся на самой малой высоте – 780 км над поверхностью Земли. Такое малое расстояние до спутников позволило уменьшить габариты самих спутниковых телефонов (в своё время они считались самыми маленькими спутниковыми телефонами во всём мире). В состав спутниковой сети Иридиум входят 66 низкоорбитальных спутников, размещённые на шести приполярных орбитах. В этой сети работает уникальный механизм межспутниковых связей, с помощью которого возможно передавать сигнал с одного спутника на другой без необходимости ретрансляции этого сигнала через земной канал.

Инмарсат (Inmarsat Ltd) – спутниковая система, существующая более 20 лет и обеспечивающая персональный доступ к мобильной спутниковой сети по всему миру. Изначально система создавалась для обеспечения связи на морских судах и безопасности мореплавания. На сегодняшний день компания Инмарсат предоставляет широкий спектр современных телекоммуникационных услуг-передача факсимальных сообщений и данных (до 144 кбит/с), голосовая телефонная связь. Сами услуги от Инмарсат предоставляются конечным пользователям не напрямую, а с помощью сети береговых земных станций и сервис-провайдеров. Некоторые сервис-провайдеры не только поставляют услуги спутниковой связи, но и являются дистрибьюторами спутникового оборудования, занимаются продажами спутниковых телефонов и терминалов, консультируют по пользователей вопросам, осуществляют техническое и гарантийное обслуживание.

Турайя – спутниковая мобильная система Объединённых Арабских Эмиратов, предоставляющая свои услуги через три спутника, находящихся на геостационарной орбите (один спутник из трёх является резервным). Спутники находятся примерно на высоте чуть больше 35000 км. Чем дальше абонент будет находиться от экватора, тем ниже для него над горизонтом будут находиться спутники турайя и чаще будут возникать различные препятствия для связи (например горы, строения и т.п.). Ближе к северному или южному полюсу телефон Турайя не сможет принять сигнал через спутник, т.к. туда спутниковый сигнал не доходит. Даже находясь в Карелии в некоторых местах придётся искать открытую местность с открытым горизонтом, чтобы совершить сеанс связи.

Подвижная спутниковая связь

Введение

Любая система связи в конечном счете зависит от некоторых основных системных параметров, которые и определяют качество связи.

Так, если для сотовой связи таким основным параметром является высота подъема антенны базовой станции, то для систем спутниковой связи — это тип орбиты ее космического сегмента и характеристики орбиты. В целом любая спутниковая система связи состоит из трех сегментов, как уже говорилось выше: космического (или космической группировки), наземного (наземные станции обслуживания, станции сопряжения) и пользовательского сегмента (непосредственно терминалы, находящиеся у потребителя).

Рисунок 1 Структура системы спутниковой связи на примере сети VSAT ГП «Космическая» связь»

По типу используемых орбит спутниковые системы связи делятся на два класса: системы со спутниками на геостационарной орбите (GEO) (высота 36 000 км; количество спутников для GEO-группировки — 3, один спутник покрывает 34% земной поверхности, задержка при передаче речи для глобальной связи — 600 мс) и негеостационарные.


Рисунок 2. Орбиты и зоны охвата земной поверхности на примере геостационарной космической группировки системы INMARSAT

Негеостационарные спутниковые системы в свою очередь подразделяются на средневысотные МEO (высота — 5000-15000 км; количество космических аппаратов — 8-12; зона покрытия одним спутником — 25-28%; задержка при передаче речи для глобальной связи — 250-400 мс) и низкоорбитальные LEO (высота — 500-2000 км; количество космических аппаратов — 48-66; зона покрытия одним спутником — 3-7%; задержка при передаче речи для глобальной связи — 170-300 мс).

Большинство существующих спутниковых систем связи имеют геостационарные спутниковые группировки, что легко объяснимо: небольшое количество спутников, охват всей поверхности земли. Однако большая задержка сигнала делает их применимыми, как правило, только для радио- и телевещания. Для систем радиотелефонной связи большая задержка сигнала крайне нежелательна, так как приводит к плохому качеству связи и повышению стоимости пользовательского сегмента. Поэтому первоначально большинство спутниковых систем связи обеспечивали в основном фиксированную спутниковую связь (связь между стационарными объектами), и лишь с внедрением цифровых методов связи и запуском негеостационарных космических аппаратов широкое развитие получила подвижная спутниковая связь. Отметим, что современные системы подвижной спутниковой связи, во-первых, совместимы с традиционными наземными системами подвижной связи (в первую очередь — с цифровыми сотовыми), и, во-вторых, взаимодействие сетей подвижной спутниковой радиосвязи с телефонной сетью общего пользования возможно на любом уровне (местном, внутризонном, междугороднем).

Основные мировые операторы подвижной спутниковой связи, известные в России

Система «Iridium» (международный консорциум «Iridium lls», Вашингтон). Система глобальной подвижной персональной спутниковой связи «Iridium» предназначалась для предоставления услуг связи с подвижными и фиксированными объектами, расположенными на всей территории земного шара. Космический сегмент системы состоял из 66 основных (высота орбиты 780 км над поверхностью Земли) и 6 резервных спутников (645 км). Система предоставляла абонентам следующие услуги: передача речи (2,4 Кбит/с), передача данных и телефакс с той же скоростью, персональный вызов и определение местоположения.

Будучи очень дорогостоящим проектом (более 5 млрд. долларов), «Iridium» в начальной стадии развития установил сверхвысокие цены на терминалы и трафик, ошибочно ориентируясь только на очень богатых потребителей услуги. Кроме того, в процессе эксплуатации возникли непредусмотренные проектом технические и финансовые проблемы, что привело консорциум к банкротству.

Система «Globalstar» (компания «Globalstar ltd.», Сан-Хосе, шт. Калифорния). Система глобальной подвижной персональной спутниковой связи «Globalstar» предназначена для предоставления услуг связи с подвижными и фиксированными объектами, расположенными на территории земного шара между 700* с.ш. и 700* ю.ш.

Портативные терминалы системы «Globalstar» производятся в нескольких модификациях для обеспечения возможности их использования как для организации связи в системе «Глобалстар», так и в сетях наземной сотовой связи стандартов GSM, AMPS, CDMA.

Космический сегмент системы представляет собой группировку из 48 основных и 8 резервных спутников, весом менее 450 кг, размещенных на круговых орбитах на высоте 1414 км над поверхностью Земли. Спутники первого поколения рассчитаны на работу в режиме полной нагрузки не менее 7,5 лет.

Для охвата заселенной территории земного шара планируется построить порядка 50 станций сопряжения, обеспечивающих максимальное покрытие (до 85%) земной поверхности космическим сегментом системы. На первом этапе развития системы построено 38 станций сопряжения. В России находятся в эксплуатации 3 таких станции: в Московской области (Павлов Посад), в Новосибирске и в Хабаровске. Эти станции обеспечивают предоставление услуг подвижной связи с высоким качеством обслуживания практически на всей территории России южнее 700 с.ш. Каждая из этих станций связана с сетью общего пользования России. Система «Globalstar» эксплуатируется в России с мая 2000 года.

Система «ICO» (международная компания «ICO Global Communications»). Система глобальной подвижной персональной спутниковой связи «ICO» предназначена для предоставления услуг связи с подвижными и фиксированными объектами на всей территории земного шара, включая приполярные районы. Компания «ICO Global Communications» была создана по инициативе международной организации «INMARSAT». Она является истинно международной организацией. Ни одна из стран не играет в ней доминирующей роли. Более 60 компаний по всему миру являются инвесторами «ICO».

Планируется, что система «ICO» будет работать во взаимодействии с системами сотовой связи, обеспечивая обслуживание регионов и зон, не охваченных сотовыми системами радиосвязи. Согласно проекту большую часть абонентских терминалов системы «ICO» составят персональные карманными телефонные аппараты, способные работать в двух режимах (спутниковый/наземный сотовый). Ориентировочная стоимость абонентского терминала системы «ICO» — 1000 долларов, одной минуты трафика — 1 доллар.

Космический сегмент системы будет представлен группировкой из 10 основных и 2 резервных спутников на МЕО-орбите на высоте примерно 10390 км над поверхностью Земли.

Особенностью данной системы будет специально сформированная сеть «IcoNet», которая соединит между собой «интеллектуальными» линиями связи двенадцать узлов спутникового доступа (УСД), расположенных по всему миру, и обеспечит быстрое соединение сетей общего пользования с мобильными терминалами и мобильных терминалов между собой вне зависимости от их местонахождения. На территории России предполагается строительство одного УСД. В основе инфраструктуры земного сегмента системы «ICO» лежит апробированная архитектура сетей стандарта GSM, а также используемые в больших количествах стандартные компоненты обеспечения совместимости системы «ICO» с прочими стандартами наземной сотовой связи.

Система «ICO» планирует предоставить пользователям следующие виды услуг: телеслужбы, услуги транспортной среды, услуги, предоставляемые в системе GSM, услуги по передаче сообщений и роумингу.

Телеслужбы будут предоставлять такие услуги, как: цифровая телефония, экстренные вызовы, передача факса группы 3 на скоростях до 14,4 Кбит/с и услуги по передаче коротких сообщений. При этом цифровая телефония будет обеспечивать качество передачи речи, подобное тому, которое обеспечивается существующими стандартами наземной подвижной радиосвязи.

Кроме того, система «ICO» планирует предоставить услуги по передаче низкоскоростных прозрачных и непрозрачных данных в асинхронном режиме на скоростях 300, 1200, 2400, 4800 и 9600 бит/с и прозрачных данных в синхронном режиме на скоростях 1200, 2400, 4800 и 9600 бит/с.

В связи с финансовыми проблемами консорциума было принято решение о слиянии «ICO Global Communications» с корпорацией Teledesic что задержит начало предоставления услуг до 2003 года. Один УСД на территории России предполагается построить к тому же сроку. Ожидается, что на территории России системой «ICO» будут пользоваться 450 тыс. абонентов.

Система «INMARSAT» (компания «INMARSAT ltd.», Лондон). «INMARSAT» владеет спутниками, установленными на геостационарной орбите в следующих позициях: 54* з.д., 15,5* з.д., 64,5* в.д., 178* в.д. При этом обеспечивается практически глобальная связь между 75* ю.ш. и 75* с.ш.

В системе «INMARSAT» работает более 50 земных станций, обеспечивающих связь с подвижным оборудованием, установленным на морских и речных судах, буровых платформах, самолетах, автотранспорте (в России практически нет), в кейсах бизнесменов.

Используются следующие типы подвижных станций: «INMARSAT-А», «INMARSAT-В», «INMARSAT-М», «INMARSAT-mini-М», «INMARSAT-С», «INMARSAT-D+» (пейджер с ответом), «INMARSAT-aero» (различных типов). Перечисленные типы станций имеют разные физические и электрические характеристики, что определяет большое различие в цене станций, тарифе за связь и ее качестве (скорости передачи информации, качестве передачи речи).

В настоящее время в системе «INMARSAT» работают около 170 тыс. станций всех типов, из них около 10 тыс. имеют российские номера (являются российскими).

Система «ORBCOM» (компания «ORBCOM Global», Далас, шт. Вирджиния). Система связи «ORBCOM» предназначена для двусторонней передачи данных и определения местоположения объектов с использованием низкоорбитальных искусственных спутников Земли (от 28 до 48 спутников). Передача данных на линии «спутник-Земля» осуществляется со скоростью 4,8 Кбит/с, а на линии «Земля-спутник» — 2,4 Кбит/с. Система разработана в США фирмой «ORBCOM Global» для удовлетворения потребностей в обмене информацией с районами, удаленными от существующей наземной телекоммуникационной инфраструктуры.

Основной недостаток системы — отсутствие услуги по предоставлению телефонной связи.

Новости от мировых операторов спутниковой связи

Один из самых нашумевших и известных проектов глобальной спутниковой связи — это проект концерна «Iridium». В ноябре 2000 года суд по банкротствам США передал управление компанией «Iridium» одному венчурному фонду. В результате этой, казалось бы, давно разорившейся компании достался проект стоимостью 72 млн. долларов США на оборудование подвижной спутниковой связью Министерства обороны США. Это тем более интересно, что конкурс был выигран у другого крупного и наиболее динамично развивающегося в настоящий момент оператора — компании «Globalstar».

Этот год вообще для «Globalstar» был неудачным (несмотря на получение крупного заказа на оборудование телефонными трубками автобусов в Бразилии и начала эксплуатации системы в России). Начался он с отказа основных акционеров («Loral Space & Communications Ltd» и «QUALCOMM»), от дальнейшего участия в проектах «Globalstar». Однако чуть позже столь необходимые $183 млн. были найдены, и компания продолжила свою деятельность. В ноябре «Globalstar» объявила свои результаты за третий квартал 2000 года. Доходы компании составили $1,4 млн., убытки — $97,5 млн. По сравнению с тем же периодом 1999 года убытки компании в пересчете на одну акцию увеличились почти в пять раз и составили 1$ на акцию (в 1999 году — 20 центов на акцию). На конец третьего квартала компания обслуживала 21 300 абонентов, что вдвое больше, чем в конце второго квартала 2000 года. Руководство компании считает, что это крайне мало для успешного функционирования системы глобальной спутниковой связи, но в целом оценивает проект как жизнеспособный и утверждает, что компания обладает необходимыми для своей деятельности денежными ресурсами вплоть до конца мая 2001 года.

В то же время убытки «Globalstar» не повлекли за собой ухудшения финансового положения ее крупного акционера — компании «QUALCOMM» (поставщик систем спутниковой передачи данных, конкурентом которой в этом бизнесе является компания «ORBCOMGlobal» с такими службами, как «Trackmaile-», «Omni-track» и «Euteltrack»). В основном это было связано с другими проектами концерна. «QUALCOMM» принадлежат основные патенты на технологии беспроводной связи стандарта CDMA, на технологии 3G стандарта WCDMA (мобильная связь третьего поколения, стандарт разработан европейскими компаниями), на технологии 3G стандарта cdma2000 (стандарт разработан «QUALCOMM»).

Компания «American Mobile Satellite Corp» продолжила курс на развитие служб связи по управлению флотом и систем передачи данных по своей наземной сети «ARDIS».

Японская компания «NTT DoCoMo» поставляет службы связи для национального флота. Австралийская компания «Optus» обслуживает более 9000 абонентов. Европейская сеть «ЕМСАТ» предлагает полный набор подвижных служб, а бельгийская сеть подвижной спутниковой связи «IRIS» обеспечивает спутниковую передачу данных.

Приостановлен проект компании «ICO Global Communications». Ввод системы в эксплуатацию планируется не ранее 2003 года.

20 октября 2000 года компания «Boeing Satellite Systems» осуществила успешный запуск спутника Thuraya 1 в рамках собственного проекта развертывания системы подвижной спутниковой связи, которой предполагается охватить Ближний Восток, Северную и Центральную Африку, Европу, Среднюю Азию и Индию (количество проживающих — до 1,8 миллиарда человек).

Операторы подвижной спутниковой связи в России. «INMARSAT»

После прекращения деятельности компании «Iridium» на территории России осталось два оператора подвижной спутниковой связи: «INMARSAT» и «Globalstar».

Система «INMARSAT» создана в 1979 году в СССР для налаживания спутниковой связи с морскими судами и обеспечения безопасности мореплавания. «INMARSAT» в настоящее время управляет глобальной спутниковой группировкой, которая используется для предоставления услуг голосовой, факсимильной телексной и мультимедийной связи для подвижных пользователей. Спутники системы «INMARSAT» располагаются на геостационарной орбите. Гарантированная связь обеспечивается в среднем от 70° ю.ш. до 70° с.ш. Каждый спутник покрывает приблизительно третью часть Земли.

Однако, хотя система «INMARSAT» имеет довольно много абонентов в России, нельзя сказать, что ее использование носит массовый характер. Основная причина - высокая цена пользовательских терминалов и высокий тариф за связь. Например, тариф за 1 минуту телефонной связи при использовании различных типов абонентских станций составляет: для «INMARSAT-А» — около 6,0-6,5 долларов, для «INMARSAT-В» — около 4,0 долларов, для «INMARSAT-mini-М» — около 2,5 долларов, для «INMARSAT-aero» — около 6,0-6,5 долларов. Стоимость терминалов колеблется от $3000 до $15000. Так, наиболее распространенный стандарт «INMARSAT-mini-М» имеет размеры «ноутбука», вес около 2-х кг, цену — $3000.

Модели спутниковых портативных терминалов типа «INMARSAT-mini-М», имеющиеся в продаже в РФ

Рисунок 3.ТТ-3060А

Мобильный телефон TT-3060A спутниковой системы INMARSAT предназначен для передачи телефонных и факсимильных сообщений, данных и электронной почты. Встроенный аккумулятор и преобразователь напряжения обеспечивают энергонезависимую эксплуатацию в течение 48-ми часов в режиме ожидания и 2,5 часов в режиме разговора. Телефонная трубка, 2-х проводной разъем RJ-11 для факса и Hayes-совместимый порт для передачи данных со скоростью 2,4 Кбит/сек имеют персональные телефонные номера (общее количество — 4). Возможность защиты от несанкционированного доступа обеспечивается благодаря встроенному считывателю SIM-карт. Существует возможность подключения криптографического оборудования STU-IIB/STU-III и использования программного обеспечения для передачи изображений. Корпус из магниевого сплава весом менее 2,2 кг.

Рис. 4. WorldPhone Hybrid

WorldPhone Hybrid обеспечивает доступ к международной телефонной сети с возможностью передачи факсов, данных и электронной почты. Основные характеристики: 4,8 Кбит/с — голос, 2,4 Кбит/с — факс, 3 часа работы в режиме разговора, жидкокристаллический дисплей с подсветкой, громкая связь, служба коротких сообщений (SMS), голосовая/факс почта, переадресация, записная книжка.

Операторы подвижной спутниковой связи в России. «Globalstar»

Дочерняя компания «ГлобалТел» (совместное предприятие «Globalstar» и «Ростелеком») начала оказывать свои услуги на территории РФ с мая 2000 года. В настоящий момент это телефония (передача голоса) и переадресация вызова. Также в системе предусмотрены, но пока не реализованы следующие услуги: передача данных, факсимильная связь, передача и прием коротких сообщений, глобальный роуминг, определение местоположения объекта, голосовая почта, вызов аварийных служб.

Космический сегмент включает группировку из 48 низкоорбитальных (и 4 резервных) спутников, обеспечивающих покрытие от 70° с.ш. до 70° и размещенных по 6 спутников на 8 круговых орбитах на высоте 1414 км. Система низкоорбитальных спутников позволяет резко снизить стоимость абонентского терминала и минуты разговора.

Пользовательский сегмент состоит из портативных мобильных и стационарных терминальных устройств. Устройства могут работать в нескольких режимах (до трех). Двух- и трехрежимные устройства, кроме доступа к системе «Globalstar», могут также использоваться для доступа к наземным сотовым сетям в стандартах GSM, AMPS, CDMA..

Цены на абонентские терминалы: мобильные $1000-1900 (в зависимости от производителя), стационарные — от $3000. Тариф за 1 мин. исходящего трафика по России — $1,2-2,0 (включая тариф сети общего пользования).

Имеющиеся на российском рынке модели спутниковых портативных мобильных терминалов, поддерживающих услуги «Глобалстар»

Рис. 5. Портативный абонентский мобильный терминал Ericsson

Двухрежимный терминал Ericsson. Контракт на производство трубок также включает поставку автомобильных и/или стационарных абонентских терминалов. Режимы работы — Globalstar | GSM. Размеры мм — 160×60×37. Вес — 350г. Время работы в режиме разговора Globalstar /GSM часов — ?. Время работы в режиме ожидания Globalstar /GSM часов — 5/36.

Рис. 6. Портативный абонентский мобильный терминал Telit

Терминал Telit обеспечивает связь в режимах Globalstar | GSM и отличается следующими характеристиками: размеры мм — 220×65×45; вес — 300г; время работы в режиме разговора Globalstar /GSM часов — ?; время работы в режиме ожидания Globalstar /GSM часов — 36/36.

Рис. 7. Портативный мобильный абонентский терминал Qualcomm

Трехрежимный терминал Qualcomm — Globalstar | AMPS | CDMA. Размеры мм — 178×57×44. Вес — 357г. Время работы в режиме разговора Globalstar /APMS/CDMA часов — 1/1/3. Время работы в режиме ожидания Globalstar /AMPS/CDMA часов — 5/7/25. Дисплей 4×16 символов, записная книжка на 99 номеров, ускоренный автодозвон, голосовая почта, прием сообщений, определитель номера.

Заключение

В настоящий момент, несмотря на определенные неудачи (банкротство концерна «Iridium», приостановка проекта компании «ICO», убытки «Globalstar»), мобильная спутниковая связь заняла свой (какой?) сегмент мирового коммуникационного рынка. Стабильно растут продажи пользовательских терминалов, увеличивается число операторов связи (запуски спутников компаниями Boeing, разработка нового поколения малых спутников компанией Интерспутник), не ослабевает интерес инвесторов. В то же время необходимо постоянно отслеживать события в этом сегменте рынка и держать «руку на пульсе», чтобы пользователи мобильных спутниковых телефонов в России не оказались в ситуации подобной той, которая сложилась в России с прекращением деятельности концерна «Iridium», когда владельцы не знали, что делать с трубками, в один миг превратившимися в кучу железа. Будем надеяться, что в обозримом будущем столь серьезные катаклизмы не повторятся, а стоимость пользовательских терминалов и трафика постепенно сравняется со стоимостью обычной сотовой связи.


Вконтакте

Одноклассники

Обеспечение надежной мобильной спутниковой связью специальных сил и других подразделений, действующих на небольших судах при проведении операций на берегах морей и рек, является весьма сложной задачей из-за экстремальных килевой и бортовой качки и вертикальных перемещений

Хотя мобильная спутниковая связь, известная также под аббревиатурой Sotm (Satcom-On-The-Move – спутниковая связь в движении), и доступна для ручных устройств по всему миру, на всех широтах благодаря группировке Iridium из 66 коммерческих спутников, но она ограничена низкими скоростями передачи данных от 2,4 до 10 кбит/с. Для широкополосной спутниковой связи необходимы более высокие частоты, а именно в диапазоне УВЧ (от 300 МГц до 3 ГГц), диапазоне X (8 – 12 ГГц), диапазоне Ku (12 – 18 ГГц) и диапазоне Ka (26,5 – 40 ГГц). Также для нее необходимы антенны с высоким коэффициентом усилия и узкой лучевой направленностью, которые должны быть точно направлены на спутник в любой момент времени. Это является основной технической проблемой при проектировании устанавливаемых на транспортные средства систем, которые должны поддерживать связь во время движения по пересеченной местности.

Такие системы стали доступны уже несколько лет назад. Но первые системы были крупными, тяжелыми и дорогими, они имели выступающие антенные обтекатели, что делало машины, оборудованные спутниковой связью, очевидными целями и ограничивало им доступ на оборудованные стоянки в городских районах. Кроме того, на полосу частот военной спутниковой связи существует высокий спрос при ограниченном предложении. Поэтому новая спутниковая группировка наряду с инновациями в мобильном наземном оборудовании, начиная от низкопрофильных антенн до переноса форм сигнала спутниковой связи в программируемые радиостанции, вызывает радостное оживление среди военных.

«Исходя из полученного опыта и анализа боевых действий, номером один в задокументированном списке дефицитных видов связи для мобильного бойца идет мобильная связь вне пределов прямой видимости», – сообщил капитан Пол Гизель в сентябре 2013 года в своем обзоре новейшей узкополосной системы спутниковой связи диапазона УВЧ, известной как Muos (Mobile User Objective System – система мобильного пользователя). Капитан Гизель возглавляет управление ВМС по программам спутниковой связи PMW146.

По мере того, как MUOS демонстрирует растущие возможности, разработка мобильных терминалов для широкого круга пользователей этой узкополосной спутниковой системы следующего поколения набирает обороты. Командование космических и военно-морских систем ВМС 22 января 2014 года запросило информацию у промышленности по терминалам Muos в рамках подготовки демонстрации в конце марта беспроводной связи Over-The-Air (OTA) и проведения соответствующих тестов терминалов. Это без сомнения разжигает аппетиты таких компаний как Harris и General Dynamics C4 Systems, которые недавно продемонстрировали возможности Muos в основных мобильных радиостанциях.


Спутник Muos 2 американских ВМС, заключенный в обтекаемую капсулу диаметром пять метров, перед стыковкой с ракетой Atlas V. Muos – это система тактической спутниковой связи следующего поколения предназначенная для расширения мобильных коммуникационных возможностей американских и союзных сил


Ранцевая радиостанция AN/PRC-155 от GD C4 Systems, в которую можно загрузить протоколы спутниковой связи Muos. Лабораторные тесты в августе 2013 года показали, что она может соединить радиостанцию пехотинца AN/PRC-154 к спутнику связи Muos

Ранцевые радиостанции от компании GD C4S устанавливают связь со спутниками MUOS

15 ноября 2013 года компания GD C4S объявила о том, что две ее ранцевые радиостанции AN/PRC-155 успешно осуществили обмен речью и данным через спутники Muos на экваториальных орбитах; в эти программируемые радиостанции были загружены шаблоны волн Muos. На широтах Арктики и Антарктики соединение со спутниками на геостационарной орбите является проблемой, поскольку они находятся очень близко к горизонту. Поскольку Земля уплощается вблизи полюсов (форма сплюснутый сфероид), в некоторых районах на ее поверхности спутники на этой орбите становятся невидимыми.

«Радиостанция PRC-155 Manpack стала первой и единственной военной радиостанцией, которая в условиях низких температур и суровых арктических ветров передала зашифрованные голосовые сообщения и данные с помощью системы Muos с самых высоких широт планеты», – сообщил президент General Dynamics C4 Systems Крис Марцилли.

Во время этой демонстрации, проведенной в середине октября, были отработаны несколько сценариев, которые в General Dynamics описывают как «реалистичные оперативные сценарии со стационарных пунктов связи возле Анкориджа и на мысе Барроу на Аляске и с борта самолета, летевшего вдоль Полярного круга». С помощью двухканальной радиостанции AN/PRC-155 было проведено несколько сеансов одноканальной передачи речи и данных вдобавок к конференц-связи с более чем пятью участниками. Были продемонстрированы скорости передачи данных до 64 кбит/с.


Ранцевая радиостанция AN/PRC-155 продемонстрировала свою способность соединяться с Muos на высоких арктически широтах как с пунктов связи на земле, так и с борта самолета. Во время демонстрации в октябре было проведено несколько сеансов передачи голосовых сообщений и данных, а также конференц-связи с более чем пятью участниками

Это был самый последний тест в серии испытаний, во время которых компания General Dynamics устанавливала связь своих ранцевых и ручных радиостанций с группировкой спутников Muos. В августе 2013 года компания наладила связь радиостанции пехотинца AN/PRC-154 со спутником Muos через ранцевую радиостанцию AN/PRC-155. Это произошло после апрельских тестов передачи шифрованных данных и речи от одной радиостанции к другой через систему Muos, основанных в свою очередь на первой демонстрации подобной связи в феврале 2012 года, в которой участвовали симулятор спутника и радиостанция AN/PRC-155 с загруженными шаблонами Muos.

Соединение FALCON III с MUOS

Вскоре после этого компания Harris объявила об успешной связи 2 декабря 2013 года своей многополосной ранцевой радиостанции AN/PRC-117G Falcon III со спутниками Muos. Эти испытания также прошли за Полярным кругом, в регионе который испытывает дефицит военной УВЧ-связи. На этот раз радиостанция Falcon III находилась на борту транспортного самолета, выполнявшего полет с Аляски на Северный полюс и обратно. По данным компании Harris более чем 30 000 развернутых радиостанций AN/PRC-117G готовы в качестве модернизации принять программное обеспечение Muos.

Терминал с фазированной решеткой ALICO

В то время как антенны с фазированной решеткой стали уже вполне привычными в радиолокационных системах, они сравнительно редки в мире связи. Впрочем, компания Alico Systems внедрила эту технологию в свой терминал спутниковой связи Broadband Distributed Aperture, детали которой компания опубликовала в июне 2013 года. На иллюстрациях этой системы диапазона X показаны четыре небольших прямоугольных плоскопластинчатых антенны, установленные наверху корпуса в случае с танком M1 Abrams и БМП M2 Bradley и вокруг люка на крыше бронеавтомобиля Navistar MaxxPro.


Alico Systems внедрила технологию фазированной решетки в свою новую систему Broadband Distributed Aperture. Четыре низкопрофильных антенны предназначены для обеспечения полусферического покрытия и автономного ориентирования за счет электронного управления лучом




Терминал спутниковой связи Broadband Distributed Aperture от компании Alico Systems на БМП Bradley (вверху) и ОБТ M1 Abrams

Это чрезвычайно удачная конструкция широкополосной системы спутниковых антенн, которая ничего не добавляет к силуэту машины и которая, как говорят в компании, исключает любое блокирование сигналов, которое могло бы быть вызвано башней или грузом наверху машины или могло бы случиться на конкретных направлениях при установке более традиционных систем. Как заявляют в компании Alico, это подразумевает полное полусферическое покрытие от нуля градусов (горизонт) и до 90 градусов (зенит) и непрерывное покрытие от 0 градусов до 360 градусов по азимуту. В системе работающей автономно, реализована функция электронного управления лучом, которая направляет и луч и отслеживает спутник с частотой 100 Гц, то есть система обновляет свои расчеты относительного положения спутника 100 раз в секунду.

Распределенные антенны с фазированной решеткой также исключают проблемы «замочной скважины» и «заклинивания универсального шарнира». Первая проблема связана со стабилизацией электромеханических антенных систем, которые имеют сектор обзора по углу места (диапазон вертикальных углов) менее 90 градусов, что оставляет область неба вблизи зенита потенциально не покрытую лучом антенны. Вторая проблема связана с тем, что в системах, имеющих сектор обзора по углу места более 90, но менее 180 градусов, возникает нарушение непрерывного слежения при прохождении спутником зенита, когда универсальный шарнир достигает своего предела по вертикали и азимутальный шарнир должен повернуться на 180 градусов для продолжения слежения. Более широкие лучи могут смягчить эту проблему, но остронаправленные антенны имеют узкую апертуру луча, что вынуждает идти на компромисс. При некотором перекрытии между зонами, обслуживаемыми фазированными антенными решетками, переход между ними легко управляется электронным способом.

Полнодуплексные системы предназначены для обработки голосовых сообщений, данных и потокового видео в движении; они могут работать с рядом спутниковых группировок, включая американские Wideband Global Satcom (WGS) и XTAR, испанскую SpainSat и британскую Skynet. Система весит 68 кг, потребляет 700 Ватт либо при напряжении 115 Вольт переменного тока, либо 28 Вольт постоянного.


В новом терминале Elsat 2000E от Elbit используется инновационная пассивная волноводная панель. Он имеет диаметр 50 см, массу 15 кг предлагает скорость получения данных со спутника 30 Мбит/с и передачи на спутник 5 Мбит/с, а также механизм тройного слежения, обеспечивающий надежную связь во время движения

Антенна ELBIT ELSAT 2000E

Взяв за основу свое семейство MSR-2000, компания Elbit Systems на лондонской выставке DSEI в сентябре 2013 года представила антенну нового поколения 2000E. Новая модель значительно превосходит по параметрам предыдущий терминал Elsat 2000. Elsat 2000E обеспечивает полное покрытие в диапазоне Ku; в этом терминале применена новая технология волноводной плоской панели, которую компания описывает как значительной улучшение характеристик по сравнению с технологией многоэлементной панели с излучателями на печатной плате, используемой в Elsat 2000.

Антенна Elsat 2000E имеет диаметр 50 см и массу 15 кг. Характеристики новой антенны вдвое превышают характеристики ее предшественника при одинаковом форм-факторе. Elbit заявляет о скоростях 30 Мбит/с со спутника и 5 Мбит/с на спутник.

Основной особенностью, на которой компания делает акцент, является продвинутый механизм тройного слежения с углом места 100 градусов, что улучшает слежение и повторный захват при движении. В компании заявляют о коэффициенте шумовой температуры G/T в семь dB/K (децибел/градус Кельвина), что в основном является показателем коэффициента сигнала к шуму, которого антенна может достичь. Чем выше коэффициент, тем лучше она извлекает слабый сигнал из фонового шума.

Как и более крупная антенна Elsat 2100, базирующаяся на этой же технологии, 2000E интегрируется с военной платформой спутниковой связи Elbit InterSky 4M, которая обеспечивает «бесшовную» связь в прямой видимости, непрямой видимости и в режиме загоризонтной связи.

Как сообщил представитель компании Elbit, с целью получения максимального угла обзора в системе объединены плоскопанельная антенна с механическим сканированием. «Она обеспечивает зону кругового обзора 360° и вертикальный сектор от нуля до 100 градусов, чем сильно отличается от других систем. Обычно в вашем распоряжении есть комплектная тарелка, имеющая лучший коэффициент направленного действия, но очень высокий профиль, что облегчает противнику ее обнаружение».

Терминал диапазона X от компании Ibetor

Низкий профиль, как стремление конструкторов к минимальной заметности, является основной особенностью нового терминала Ib-Sotm 100X диапазона X, который компания испанская Ibetor показала на выставке Satellite 2014 в Вашингтоне. Антенна имеет высоту всего 20 см, она имеет хороший аэродинамический кпд и малую заметность, одновременно предлагая эффективную и надежную связь в условиях, которые компания описывает как «самый сложный рельеф».

Терминал Ib-Sotm 100X предназначен для установки на корабли самолеты и наземные машины. Он включает в свой состав блок управления антенной Antenna Control Unit (ACU) разработки компании Ibetor, состоящий из блока инерциальных измерений Inertial Measurement Unit (IMU), сдвоенных приемников GPS работающих на одном кГц, трехосных гироскопов, акселерометров и магнитометров. Эта комбинация устройств обеспечивает заявленную точность наведения менее 0,3 градуса, захват спутника при движении машины и «мгновенный» повторный захват, в том числе благодаря программному обеспечению, которое удерживает антенну с механическим сканированием в направлении спутника даже в случае блокировки сигнала. Для этой антенны заявлены следующие ключевые параметры: мгновенное значение частоты 500 МГц, коэффициент G/T 7,5 дБ/K и скорость передачи на спутник до 8 Мбит/с в центре луча. В зависимости от конфигурации терминал Ib-Sotm 100X весит от 75 до 80 кг. Система уже стоит на вооружении испанских военных.


Низкопрофильная антенна RaySat StealthRay 300X-M от компании Gilat Satellite Networks длиной 55,6 см, шириной 49 см, высотой 25 см и массой 15 кг. Устанавливаемый внутри машины блок управления антенны добавляет еще 4,5 кг, но если нет возможности добавить этот блок, то антенна может использоваться со встроенным модемом MLT-1000

Альтернатива от компании INDRA

Устройство Sotm от испанской компании Indra работает в диапазонах X и Ku, имеет низкопрофильную антенну в качестве варианта и отличается встроенной инерциальной навигацией. Система обеспечивает сервисы спутниковой связи для патрулей через IP-радиостанции, а также канал связи с высокой пропускной способностью для эшелонов уровня бригады и батальона. Indra также делает акцент на том, что устройство предназначается для установки на любой тип транспортного средства и даже небольшие суда. Дополнительные опции включают расширенный диапазон Ku от 13,75 до 14,5 ГГц, шифрование, источник бесперебойного питания, обеспечивающий 20 минут непрерывной работы и бортовой генератор, способный снабжать энергией более 10 часов.

GILAT SR300X-M

Вслед за системой от компании Ibetor появился еще один низкопрофильный терминал. 11 марта израильская компания Gilat Satellite Networks показала свой RaySat StealthRay 300X-M. Терминал StealthRay 300X-M предназначен для работы с любым спутником диапазона X, включая WGS. В его состав входят несколько датчиков движения, которые при движении машины по пересеченной местности позволяют минимизировать время начального захвата спутника, вести точное слежение и осуществлять «мгновенный» повторный захват.

Система предназначена для простой установки на неподготовленные машины; она состоит из внешней антенны длиной 55,6 см, шириной 49 см и высотой 25 см и массой 15 кг.

Внутренний блок управления антенной Antenna Control Unit (ACU) меньшего размера весит еще 4,5 кг. Впрочем, SR300X-M может работать со встроенным модемом MLT-1000, что исключает потребность в ACU.

Для своего нового изделия компания Gilat заявляет о коэффициенте G/T равном 2 Дб/K, соответствующем усилении при передаче и приеме 23 и 25 dBi. Антенна принимает в диапазоне 7,25–7,75 ГГц и передает в диапазоне 7,9–8,4 ГГц. Семейство SR300 также включает низкопрофильные антенны для приложений Sotm в диапазонах Ku и Ka.


Gnomad от Exelis обеспечивает связь с военными и гражданскими спутниками. Система базируется на низкопрофильной антенне, которая предлагает скорости до 2 Мбит/с

Сертификация DRS X46-V

После сертификации терминала X46-V для использования со спутниковыми сетями министерства обороны США высокой пропускной способности, объявленной в мае прошлого года компания, DRS Technologies теперь может обеспечить доступ в диапазоне X к глобальной информационной сети Global Information Grid (GIG) для изолированных и распределенных войсковых подразделений. Выпущенный объединенным центром разработки Satcom и командованием стратегических сил армии, мандат разрешает пользователям X46-V подсоединяться к системе Wideband Global Satcom (WGS) с возможностью передачи речи, данных и видео на скоростях до 6 Мбит/с. Кроме американских войск, военные Австралии, Канады, Дании, Люксембурга Нидерландов и Новой Зеландии могут использовать группировку WGS. Кроме того, работа в диапазонах Ky и Ka позволяет им использовать другие коммерческие и военные спутниковые сети с целью повышения функциональной гибкости и избыточности.

Компания L-3 Linkabit, производящая различные терминалы Sotm, получила обновленную лицензию Alsat Permanent Mobile Earth Station для работы своих терминалов диапазона Ku со всеми официальными спутниками США и другими коммерческими аппаратами; об этом компания объявила в августе 2013 года. Терминалами, подпадающими под эту лицензию, являются антенны слежения с малой апертурой L-3 Datron FSS-4180-LP (0,33x0,46 метра) или FSS-4180-LC (0,46 метра в диаметре), а также модем спутниковой связи Linkabit MPM-1000 Network Centric IP. Терминалы компании L-3 американская армия использует в своей автоматизированной системе связи для оперативно-тактического звена управления Warfighter Information Network - Tactical (WIN-T) и корпус морской пехоты в своей системе Network On-The-Move.

GNOMAD на машине STRYKER

Компания Exelis интегрировала систему Gnomad (Global Network On the Move Active Distribution) в бронированную машину Stryker, тем самым, установив проверенную в боях систему на еще одну ключевую платформу американской армии. Первая установка была выполнена во время седьмого эксперимента совершенствования боевых действий экспедиционных сил, проведенного в Форт-Беннинге. Система Gnomad по данным Exelis легко устанавливать и не требует модификации машины.

Система состоит из спутниковой антенны, радиочастотных компонентов и базового модульного шасси, которое может быть установлено на самые разные транспортные средства, состоящие на военном учете, включая Humvee, а также на коммерческие машины. Низкопрофильная антенна (114,3x88,9x17,78 сантиметров) весит менее 38,55 кг с базовым шасси, добавляющим еще 25,31 кг; она может работать как с военными, так и коммерческими спутниками. Gnomad имеет открытую архитектуру, то есть может работать совместно со многими радиостанциями и спутниковыми модемами, обеспечивая полнодуплексную передачу речи, данных, а в случае с модемами также и видео.

При подсоединении к радиостанциям УВЧ и ОВЧ, например Sincgars и встроенному GPS приемнику, система позволяет напрямую внедрять данные о своих силах в общую оперативную картинку. Передача ведется на частотах от 14,0 до 14,5 Гц, а прием на частотах 10,95–11,7 ГГц или 11,7–12,75 ГГц. Система Gnomad предлагает скорости передачи до 512 кбит/с и приема до 2 Мбит/с. Коэффициент G/T составляет минимум 8 Дб/K при вертикальном угле 30 градусов и температуре 23°C.

Терминал SWE-DISH от Rockwell Collins

В результате интеграции терминала Swe-Dish CommuniCase Technology от Rockwell Collinsи и стабилизированных по четырем осям платформ от компании Saab был создан терминал Sotm, предназначенный для работы в тяжелых условиях на море и суше. Она может устанавливаться на различные транспортные средства, варьирующиеся от легких внедорожников и небольших катеров до мобильных пунктов управления и средних десантных судов. Во всех этих приложениях высокие скорости и движение в разных плоскостях делает установку и поддержание спутниковой связи очень сложной задачей. В компании Rockwell Collins отмечают, что система может спокойно справиться с большими волнами на скорости судна до 50 узлов и на пересеченной местности на скорости машины более 40 км/ч, автоматически восстанавливая потерянный канал связи в течение одной секунды и при этом обеспечивая широкополосную связь на скоростях до 10 Мбит/с. Rockwell Collins заявляет о массе комплектной системы около 140 кг, коэффициенте G/T 19 Дб/K при 20 градусах угла места и 11 ГГц.


Решения компании Thales работают в диапазонах X, Ku и Ka и предлагают возможность подсоединения к боевым сетевым радиосистемам, например сети VHF PR4G французской программы Venus

Пуленепробиваемый вариант от компании THALES

Французская армия впервые развернула свои системы Sotm в Афганистане в 2010 году, а также использовала разработанное компанией Thales оборудование в Мали, которое в основном было установлено на колесные БТР VAB. Эти системы в конфигурациях диапазонов X, Ku и Ka обеспечивают войска, развернутые в отдаленных и незнакомых районах, непрерывной передачей речи, данных и видео. Эти системы Sotm также обеспечивают дальнюю связь с боевыми сетями. Например, в случае с программой французской армии Venus это в основном сеть VHF PR4G, хотя они также легко интегрируются с системами УВЧ и ОВЧ. Активная антенна (а компания Thales была одной из первых применившая технологию фазированной решетки в своих изделиях) с «несравненным» характеристиками слежения при движении по бездорожью, современными протоколами связи, устойчивостью к глушению, приемопередатчиками борьбы с самодельными взрывными устройствами и даже пуленепробиваемым обтекателем антенны обеспечивает устойчивую и надежную спутниковую связь.

Возможности мобильной спутниковой связи привлекают множество инноваций и, несомненно, еще много новых систем придет в эту сферу.

Использованы материалы:
www.monch.com
www.gdc4s.com
www.harris.com
www.alicosystems.com
www.elbitsystems.com
www.ibetor.es
www.gilat.com
www.exelisinc.com
www.thalesgroup.com