THQ Nordic, как черная дыра для многих брендов

THQ Nordic,  как черная дыра для многих брендов

THQ Nordic принадлежит около двухсот различных франшиз видеоигр. Среди них Gothic, Kingdome Come, Delta Force, Darksiders, Red Faction и многие другие. Какова история одной из самых ненасытных компаний?

Мы должны начать все сначала, и в данном случае этим началом, и по сей день являющийся движущей силой является - Ларс Вингфорс. Все мы знаем хотя бы одного из тех экономных людей, которые везде видят возможности и могут все продать. Ларс - такой человек - в возрасте 13 лет (еще в 1990 году) он основал LW Comics, компанию, которая продавала подержанные комиксы.

Предприниматель-подросток

Казалось бы, это не могло быть серьезным начинанием, но даже тогда молодой швед был совершенно серьезен и, прежде всего, амбициозен. Он ходил в школу и работал по вечерам и по выходным.

Он не заказывал самые свежие комиксы оптом и раздавал их детям за пару долларов. Нет, Ларс обыскивал блошиные рынки и в антикварные магазины, а затем продавал все что ему удалось добыть, коллекционерам, с которыми он связывался через базу данных адресов, приобретенных у одной компании, которая прекратила свою деятельность. LW Comics зарабатывала около 300 000 шведских крон в год. Это около 30 тысяч долларов США - неплохо для подростка.

Помните, что Ларс был подростком и имел интересы, типичные для этого возраста. Наряду с подержанными комиксами он начал продавать подержанные игры, а поскольку название компании не совсем подходило для этого, он основал новую - Nordic Games. Предвидел ли он, что спрос на игры в Швеции будет огромным? Наверное, нет - изначально он использовал ту же модель, которая оказалась успешной в комиксах. Реклама в газетах, покупка подержанных игр и их отправка по почте. Однако рынок быстро подтвердил идеи 16-летнего Вингфорса. Спрос был безумным, и Ларс покупал все больше и больше игр. В первый год компания продала игр на сумму 5 миллионов шведских крон.

Американские горки

Из небольшой, «гаражной» компании предприятие превратилось в сеть из семи магазинов плюс оптовая торговля. Но учтите, что компанией руководил подросток. Впрочем, проблема не в его возрасте - просто в отсутствии опыта.

Компания росла слишком быстро, и, как говорит сам Ларс, у нее была «небрежная» бизнес-модель. Поиск новых партнеров стал необходимостью, но вместо того, чтобы присоединяться к компаниям, Wingefors продала весь бизнес Gameplay Stockholm, внутреннему подразделению британского Gameplay.com, продавца видеоигр.

Ларс продал свою компанию за акции Nordic Games на сумму почти шесть миллионов фунтов стерлингов. Однако британцам не удалось вернуть бизнес в нужное русло, и когда пузырь лопнул, Wingefors выкупила свой бизнес за одну шведскую крону ... только чтобы объявить о банкротстве в 2004 году.

Кризис

Теоретически Ларс в то время был довольно обеспечен, но финансовый кризис значительно уменьшил его состояние, и из-за карьеры он даже не закончил среднюю школу. Тогда у него даже была идея вернуться в школу и начать с нуля, что для 27-летнего, вероятно, будет нелегко. И, слава богу, не стал - иначе пришлось бы писать на одну тему меньше.

Он этого не сделал - Ларс забрал все свои деньги, убедил нескольких инвесторов и вернулся в бизнес. Его новая идея заключалась в том, чтобы покупать игры оптом, и искать в мире места, где их можно было бы сбывать. В интервью шведскому сайту entreprenor.se в 2011 году он сказал: «Игра, не популярная в скандинавских странах, может стать популярной в России или Австралии». Он также добавил, что в 2010 году ему удалось продать 5 миллионов игр.

Сделка, которую он назвал одной из лучших в своей карьере, является, пожалуй, лучшим доказательством его деловых способностей. Когда британская розничная сеть Woolworth обанкротилась, шведы купили оптом игры по хорошим ценам и перепродали их с прибылью. «Эта сделка принесла нам миллионы», - рассказал бизнесмен.

Nordic идет по магазинам

В течение многих лет Nordic оставалась местной компанией, не получившей широкого признания. Обычно мы в восторге от издателей, которые задают новые тенденции, создают виртуальные миры и придумывают новые технологии, улучшающие графику и физику в играх. Кого волнует компания, которая следит за тем, чтобы поддоны с видеоиграми доставлялись по нужному адресу?

В конце 2000-х Nordic начала выпускать свои собственные игры, и их хитом стала WeSing, караоке-игра для Nintendo Wii. Это был расчетливый ход. Эти игры были бешено популярны на PlayStation, но немногие были доступны для Nintendo. Nordic заметил эту возможность и воспользовался ею.

Однако основное внимание компания привлекла только тогда, когда начала приобретать другие студии и лицензии на известные игры. Теперь мы перейдем к перечислению некоторых из их самых громких приобретений. Сделайте глубокий вдох и внимательно читайте:

  • Июнь 2011 г. - Nordic Games Holding покупает JoWood Entertainment и ее дочерние компании, включая The Adventure Company и DreamCatcher Interactive, а также права на франшизу Painkiller.
  • Апрель 2013 г. - второй аукцион брендов THQ; Nordic получает права, в частности, на Darksiders, Red Faction, Full Spectrum Warrior и Titan Quest.
  • Июнь 2013 г. - Nordic приобретает права на Desperados.
  • Июнь 2014 г. - Nordic покупает права на THQ.
  • Август 2015 - Nordic приобретает у bitCompser права на серию Jagged Alliance и North & South.
  • Февраль 2016 - Nordic выкупает игровое портфолио Hungarian Digital Reality.
  • Октябрь 2016 г. - компания приобретает все бренды NovaLogic, включая Delta Force и Comanche.
  • Февраль 2018 - Nordic приобретает Koch Media и Deep Silver вместе с рядом лицензий, в том числе на Saints Row, Homefront, Dead Island и эксклюзивное распространение серии Metro.
  • Июль 2018 - Nordic покупает Handy Games.
  • Август 2018 - Nordic покупает права на Timesplitters у Crytek.
  • Сентябрь 2018 - Nordic покупает права на Kingdoms of Amalur у 38 Studio, а также на Alone in the Dark и Act of War у Atari.
  • Ноябрь 2018 - Nordic приобретает всю группу Coffe Stain, а также Bugbear Studio, авторов Wreckfest.
  • Декабрь 2018 - Nordic покупает права на серию Carmageddon.
  • Февраль 2019 - Nordic покупает Warhorse Studio, создателей Kingdome Come Deliverance.
  • Май 2019 - Nordic покупает Piranha Bytes вместе с правами на серии Gothic и Risen.
  • Август 2019 - Nordic покупает Milestone Studio, создателей Moto GP, и Gunfire Games Studio, создавшую последние две части серии Darksiders.

Что вы думаете об этом портфолио? Сразу добавлю, что это не все сделки компании, а лишь самые громкие.

Но что со всем этим делать?

Совершенно очевидно, что Embracer Group, как теперь называется компания Ларса Вингфорса, объединяющая все приобретенные компании, не в состоянии вернуть к жизни все приобретенные бренды. Как бы то ни было, Ларс не скрывает, что некоторые из приобретенных им брендов сегодня перестали быть привлекательными с точки зрения бизнеса. Другие, в свою очередь, требуют большого внимания, прежде чем их можно будет использовать.

Нам нужно время, чтобы действительно хорошо понять IP, нам нужно поговорить с фанатами и старыми создателями - возможно, они не смогут присоединиться к команде, но они могут внести свой вклад. Нам также нужно найти авторов, которые увлечены тем или иным брендом.

Это правильный подход? Что ж, тизер ремейка первой Gothic, недавно вышедшей в Steam, получил довольно приличные отзывы, но мы остаемся довольно скептичными. Из более чем 6500 отзывов 77% были положительными. Однако решение сначала создать демо, собрать отзывы и только потом начинать полномасштабную работу кажется важным. Такая стратегия обычна для небольших студий, но в случае с крупным издателем, безусловно, достойна похвалы. Для культовой игры (по крайней мере, в нескольких странах) этот подход может оказаться гораздо более эффективным, чем стандартная процедура, когда игроки могут опробовать продукт только после того, как он выйдет.

Ларс, однако, не хочет быть еще одним типичным издателем AAA. Если вы посмотрите на такие компании, как EA, Ubisoft или Activision, вы увидите, что они теперь создают меньше игр, но каждая из них больше, дороже и амбициознее. Wingefors предпочитает более разнообразное портфолио.

Cегодня

На данный момент THQ Nordic собирается выпустить такие игры, как Desperados 3, Biomutant, Comanche и Scarf. В мае прошлого года сообщалось, что у компании в разработке до 80 различных игр. Учитывая темпы роста, на данный момент их может быть даже больше. Сколько именно? Сложно сказать.

Однако самый интересный вопрос касается будущего империи Ларса Вингфорса. Следя за новостями о последующих приобретениях, мы не могли избавиться от ассоциаций с Tencent, которая обычно поглощает новые компании по всему миру. Но на этом сходство с технологическим гигантом из Китая заканчивается. Также трудно сравнивать Embracer Group с «традиционными» издателями и разработчиками. Кажется, мы имеем дело с рождением первого в отрасли крупного издателя не совсем больших AAA проектов, но только время покажет, правильный ли это путь.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: